Совершенство барокко

Сергей Фильченко (скрипка), Мария Окунева (скрипка), Руст Позюмский (альт), Феликс Антипов (виолончель), Мирослав Максимюк (контрабас), Диана Кривенко (флейта-траверсо), Филипп Нодель (гобой, блокфлейта), Ульяна Живицкая (блокфлейта), Иван Локтионов (фагот), Леонид Гурьев (труба), Николай Мартынов (клавесин)

Концерты 6+

Концерт Международного музыкального фестиваля "Gnessin Air на Знаменке" (4-14 августа 2022)  Летняя сцена Open Air 

 В программе:

И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 2, фа мажор, BWV 1047

И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 5, ре мажор, BWV 1050
Г.Ф. Телеман. Двойной концерт для траверсо и блокфлейты, ми минор, TWV 52:E1

Г.Ф. Телеман. "Парижский" квартет № 6 ми минор, TWV 43:e4

Эпоха барокко удивительно многогранна – свободная, динамичная, сотканная из причудливых контрастов и противоречий. Время XVII – середины XVIII веков подарило миру необычайный взлет музыкального искусства: здесь рождались новые формы, жанры, а вместе с ними и величайшие произведения, ставшие памятниками мировой культуры.

Именно такая музыка прозвучит в концерте «Совершенство барокко» – известнейшие произведения двух гениев своего времени, Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филиппа Телемана. Среди них – одна из «визитных карточек» Телемана, ми-минорный концерт для очень редкого состава (блокфлейта и флейта-траверсо с оркестром), а также Бранденбургские концерты Баха, музыкальный язык которых был настолько необычен и нов, что удивлял критиков и спустя 100 лет после появления этих произведений. Более того, первая часть 2 Бранденбургского концерта, как одно из лучших музыкальных произведений Земли, в ХХ веке была нанесена на золотую пластинку космического зонда «Вояджер» и отправлена к дальним границам Солнечной системы.

Красоту концертной программы «Совершенство барокко» подчеркнет уникальный состав музыкантов – профессионалов исторически информированного исполнительства:

Сергей Фильченко (скрипка), Мария Окунева (скрипка), Руст Позюмский (альт), Феликс Антипов (виолончель), Мирослав Максимюк (контрабас), Диана Кривенко (флейта-траверсо), Филипп Нодель (гобой, блокфлейта), Ульяна Живицкая (блокфлейта), Иван Локтионов (фагот), Леонид Гурьев (труба), Николай Мартынов (клавесин)

в программе возможны изменения


И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 2 Фа мажор BWV 1047

Концерт располагается вторым в рукописи с французским заглавием «Six Concerts avec plusieurs instruments» («Концерты для нескольких инструментов»), которую Бах в 1721 году адресовал маркграфу Бранденбургскому Кристиану Людвигу. Солирующими инструментами в партитуре концерта выступают труба, флейта, гобой и скрипка, то есть представители всех четырех семейств инструментов (медные духовые, лабиальные, язычковые и струнные соответственно), на которых играли штадтпфайферы, немецкие городские музыканты средневековья и Ренессанса. Особое внимание привлекает к себе партия трубы, в которой используется так называемая техника clarino, предполагающая виртуозную игру в верхнем регистре. При этом партия трубы не доминирует над остальными солистами и оркестровыми партиями, а выстраивает с ними гармоничный диалог. Такое содружество инструментов становится возможным, в том числе, потому, что барочная труба in F звучит довольно мягко, не заглушая, а как бы сливаясь с другими тембрами.

Концерт состоит из трех частей, сменяющих друг друга по принципу темпового контраста: крайние части написаны в быстрых темпах, средняя – медленная. Первая часть оригинальна тем, что опирается на несвойственные в целом барочной музыке квадратные структуры (2+2, 4+4). Такая организация, очевидно, помогает композитору выстраивать диалог между солистами и оркестровым tutti. Вторая часть, написанная в параллельном d-moll, построена на имитациях выразительной заглавной темы, последовательно вступающей у трех солирующих инструментов (флейта, гобой и скрипка). Финал возвращает слушателя к тональности, настроению и интонациям первой части.

И.С. Бах. Бранденбургский концерт № 5 Ре мажор BWV 1050

Пятый Бранденбургский концерт отличается от других, в первую очередь, исключительной ролью клавесина, который обозначен в партитуре как cembalo concertato: в отличие от традиционной функции сопровождения, он играет здесь роль полноправного солиста, соревнуясь с другими концертирующими инструментами – скрипкой и флейтой, а также подражая приемам игры на них. Так, в первой части партия чембало откровенно лидирует в отношении сложных виртуозных пассажей по сравнению с другими солистами. Не остается без внимания и большое построение для клавесина соло ближе к окончанию первой части концерта: оно предвосхищает каденции клавирных концертов эпохи венского классицизма. Во второй, медленной части чембало используется в редко свойственной ему певучей мелодической функции, особенно в паузирующих фрагментах у других солистов.

Применение концертирующего клавира в Пятом концерте может быть отсылкой к одному известному эпизоду из биографии Баха – состязанию с известным органистом и композитором Луи Маршаном в 1717 году. Во всяком случае, тема второй части Пятого Бранденбургского концерта (Affetuoso) фактически цитирует тему фуги из Пятой органной книги Маршана. Бах словно показывает своему коллеге, как можно использовать такой материал еще более интересно и разнообразно. Таким образом, оппонент Баха стал скрытым героем его известнейшего сочинения.

Не случайно выбраны Бахом и другие солирующие инструменты. Так, траверс-флейта, в 1710-е годы еще только входившая в моду в Германии, используется Бахом только в Пятом концерте, единственном из всего цикла. Очевидно, ее применение – результат знакомства композитора с французским флейтистом-виртуозом Пьером-Габриелем Бюффарденом, у которого учился двоюродный брат Баха Иоганн Якоб. Технически оснащенная партия солирующей скрипки расчитана на исполнительский уровень другого знакомого Баха – Иоганна Георга Пизенделя, одного из ведущих скрипачей Дрезденской капеллы, ученика и друга Вивальди. В фактуре Концерта, таким образом, не только гармонично сосуществуют солирующие инструменты из различных семейств, но и два национальных стиля, представленных двумя разными исполнителями – итальянский, с его блестящей виртуозностью, и французский, галантный, изысканный и благородный.


Г. Ф. Телеман. Двойной концерт для траверсо и блокфлейты ми минор TWV 52:e1

Творчество Георга Филиппа Телемана на сегодняшний день не столь известно, как произведения других его выдающихся современников, И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Между тем, при жизни он снискал, пожалуй, наибольшую славу среди современников. Так, авторитетный музыкальный теоретик XVIII века Иоганн Маттезон писал:

Корелли хвалят все; Люлли – у славы в храме;

Один лишь Телеман взнесен над похвалами.

Телеман – едва ли не самый плодовитый композитор своего времени, работавший фактически во всех существовавших тогда жанрах. Показательны в данном случае и концерты, которые сохранились в большом количестве (около 170). Однако композитор весьма критично оценивал эту часть своего творчества: в одной из автобиографий он отмечал, что они ему «не пришлись по душе». Возможно, Телеман имел в виду, что он не склонен к показной виртуозности, предполагаемой итальянской моделью концертной формы. И все же именно во многих концертах Телеман применил оригинальные технические приемы, необычные фактурные и инструментальные решения. Одним из таких примеров является Концерт для траверс-флейты и блокфлейты ми минор, в котором можно услышать некоторые черты польской музыки. Дело в том, что с 1705 года композитор занимал должность придворного капельмейстера в Зорау (ныне – польский город Жары), где ознакомился с польскими традиционными инструментами и музыкальными жанрами. Как утверждал сам Телеман в автобиографии 1718 года, в некоторых своих сочинениях он «одел польскую музыку в итальянские одежды». Так и в данном Концерте сквозь призму итальянских форм и исполнительских приемов то и дело проглядывают ритмические и мелодические формулы, свойственные польской музыке. В отличие от баховских Бранденбургских концертов №№ 2 и 5, в концерте Телемана четыре части: нечетные – медленные, четные – наоборот, быстрые.

Г.Ф. Телеман. «Парижский» квартет № 6 ми минор TWV 43:e4

Сочинение опубликовано в Париже в 1738 году, когда Телеман уже был широко известным, всеми почитаемым композитором. Так, шесть парижских квартетов были изданы согласно полученной Телеманом королевской привилегии, при этом были награвированы и подготовлены к печати самим автором. Слово «квартет» не дает произведению жанрового определения, а лишь указывает на количество исполнителей. В данном сборнике это траверс-флейта, скрипка, низкий струнный инструмент (виола да гамба либо виолончель) и basso continuo. По сути, в квартетном исполнении мог быть представлен любой жанр: соната, сюита, концерт. Заголовок парижского издания квартетов 1738 года гласит: «Nouveaux quatuors en six suites» («Новые квартеты в шести сюитах»).

«Новые квартеты» тут же получили огромную популярность: только в Париже было продано 138 комплектов голосов. Немало способствовало тому их успешное премьерное исполнение. В третьей автобиографии сам Телеман отмечал: «Достойная восхищения манера, с которой квартеты были исполнены господином Блаве, траверсистом, Гвиньоном, скрипачом, Форкруа-сыном, гамбистом и Эдуаром, виолончелистом, заслуживает здесь описания, если для этого было бы достаточно только лишь слов. Итак, они привлекли внимание двора и города». В «Новых квартетах», как и во многих других своих сочинениях, Телеман придерживается свободной инструментовки: так, партию низких струнных инструментов можно исполнять и на виолончели, и на виоле да гамба. Впрочем, Телеман изначально рассчитывал на участие в премьерном исполнении и гамбиста Форкруа, и виолончелиста Эдуара. Поэтому в исполнении квартета могут участвовать оба инструмента: один играет сольную партию, другой присоединяется к basso continuo.

Квартет ми минор, как и другие сочинения, вошедшие в данный сборник, выдержан во французском духе: последовательность пьес в каждой из шести сюит начинается с прелюдии. Все шесть частей парижского квартета № 6 имеют французские заголовки, соответствующие характеристикам темпа и настроения: 1. Prélude (A discrétion/Très vite/A discrétion) [Прелюдия (Сдержанно/Более скоро/Сдержанно]. 2. Gay [Весело (быстро)]. 3. Vite [Скоро]. 4. Gracieusement [Изящно]. 5. Distrait [Беззаботно]. 6. Modéré [Умеренно]. При этом, несмотря на приверженность французскому стилю в целом, Телеман остается верным себе, привнося в звучание квартетов элементы итальянской, немецкой и польской музыки.

Поделиться:

626 дней назад
9 августа 2022 21:00–22:30

Москва
Знаменка, 12/2, стр. 3
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов